Получат ли журналы вторую электронную жизнь
Рынок по продаже электронных устройств для чтения растет быстрыми темпами. Ежемесячные продажи в России составляют от 50 000 шт. Несмотря на довольно высокую стоимость таких устройств прогнозы немецких аналитиков обещают нам рост рынка на 25% в 2012 году и на 55% в 2013 (Kirchner + Robrecht Management Consultants).
Но все эти замечательные устройства всего лишь игрушка без хороших изданий, будь то книги, журналы или словари.
Сегодня рынок производства и продажи контента для таких устройств только начинает формироваться. Многие из тех, кто занят этим бизнесом, предлагают разные решения и выбрасывают их в сеть, предлагая читателю разнообразные формы и виды покупки контента
К сожалению, многие сегодняшние издатели (основные обладатели авторских прав), в частности прессы, достаточно консервативны, отягощены «печатным» мышлением, уверенны в том, что продажи электронных изданий немедленно сократят выручку от продажи журналов по подписке. И это несмотря на то, что ежегодно рынок подписки на печатные издания сокращается, вне зависимости от развития Интернет. На подписной рынок влияют такие факторы: как сложная, дорогая, несовершенная и устаревшая система логистики: от сдачи верстки в печать до доставки журнала читателю по почте.
Для издателей электронная версия своего же журнала — это конкурент, а отнюдь не новый современный издательский продукт со своими характеристиками и преимуществами.
Часто издатели журнальной прессы (именно тех изданий, которые продаются по подписке через почту) рассматривают интернет-аудиторию, как «кота в мешке».
Читатель электронных журналов — это новое поколение, это новый читатель, это абсолютно новый рынок. Большинство издателей просто бояться выходить на эту зыбкую почву, путь по которой требует активного динамичного мышления, современных решений и кажется им непредсказуемым.
Ожидать того, что консервативная идеология менеджмента крупных издательств скоро измениться не приходится. Но, к счастью, рынок формируют не только они.
Эта тенденция менее болезненна для издателей, выпускающих «глянец» и рекламные издания.
И самым серьезным образом влияет на издательства, которые выпускают профессиональные, специализированные и узконишевые издания. Ведь их ценность — только контент. И именно этот контент может быть произведен, воссоздан, в конце концов изобретен заново редакторами специально для сети Интернет. Что в общем-то и происходит: рост числа мелких сайтов с профессиональным контентом, заточенным для чтения на электронных устройствах.
Для владельцев электронных устройств чтения Интернет предлагает огромный выбор книг.
Книги в отличие от журналов намного проще переводить в электронный формат.
Кроме того, накоплены гигантские архивы книг, они не устаревают так быстро, как журналы и на миллионы книг уже закончилось действие авторского права.
Классическую литературу можно найти на сотнях сайтов. Можете собрать у себя, например, полную библиотеку школьной и вузовской литературы, что для старшеклассников и студентов — самый удачный вариант. Кроме того, производители самих устройств для чтения книг заинтересованы в росте продаж и чаще всего предлагают вместе с устройством в подарок сотни книг русской классики.
Развитие электронных форматов чтения настойчиво вынуждает издателей искать варианты распространения журналов в сети. Медленно, но электронные версии журналов появляются в продаже. Сайт, где уже сейчас представлена пресса: www. Smizona.com.
Сегодня активно продают в интернет свои издания издательства «Гротек», «Популярная пресса», «Правильный автосервис», «9 месяцев», «РПИ», «Радио», «Юный натуралист», «Росклуб» и многие другие.
Насыщается интернет и архивами старых журналов, многие из которых не утратили своей содержательной ценности. По старым изданиям авторские права давно истекли и их продажи в сети имеют законные основания.
В целом процесс насыщения Интернет контентом идет и его не остановить. Вот всего лишь несколько проектов, где можно найти контент:
• PressDisplay.com — электронные газеты;
• Litres.ru — книги.